ВАШЕ МНЕНИЕ ФОРМИРУЕТ ОФИЦИАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ ОРГАНИЗАЦИИ:
Народный фольклор как богатейший источник познавательного и нравственного развития дошкольника. |
подготовила: Лушкина А.И. музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 76». Народный фольклор является важнейшим орудием эстетического, познавательного и нравственного развития дошкольника. Долг взрослых, работающих с детьми, терпеливо, с любовью лепить характер будущего человека так, чтобы с первых лет жизни ребёнок развивался гармонично интеллектуально и эмоционально. Народный фольклор способствует воспитанию в ребёнке красоту и многообразие человеческих чувств. Слово фольклор в переводе с английского языка означает- народная мудрость. Народное творчество – творческая деятельность народа: поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно- прикладное искусство Детский фольклор как народная педагогика, как искусство воспитания, древнее педагогической науки. Народной педагогикой называют средства и пути воздействия на юные поколения, их взаимосвязь и совокупность. Первым, кто обратил внимание на детский фольклор, был известный педагог 60-х годов 19-го века И. Д. Ушинский. В журнале «Учитель» появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психологии ребёнка. С этого времени началось собирание и издание первых сборников песен, игр, считалок. Детский фольклор имеет большое значение как в образовательном, так и в воспитательном процессе так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. Это история жизни нашего народа. В работе с детьми воспитатели используют: ПОТЕШКИ – игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками и т. д.) ЗАКЛИЧКИ – обращения к явлениям природы: к солнцу, ветру, дождю, радуге, деревьям. ПРИГОВОРКИ – обращение к насекомым, животным, птицам. СЧИТАЛКИ – коротенькие стишки, служащие для честного распределения ролей в играх. СКОРОГОВОРКИ И ЧАСТОГОВОРКИ - обучающие детей чистой и правильной речи. ДРАЗНИЛКИ – весёлые, шутливые стишки о каких – то недостатках друзей. ПРИБАУТКИ, ШУТКИ- забавные песенки. Песни, танцы, игры, хороводы – эти виды фольклора можно использовать в разных видах деятельности: - в приобщении детей к русской национальной культуре, - в беседах - в наблюдениях, - в народных играх, - в театральной деятельности, - в инсценировках Основным и любимым видом деятельности у ребёнка до 10 лет является ИГРА. Именно в игре ребёнок познаёт окружающий мир прежде всего и легче всего. В играх дети обретают хорошее настроение, бодрость, радость от общения со сверстниками. Игра – это укрепление здоровья. Она учит радоваться жизни, способствует духовному развитию. Больше всего дети любят подвижные игры. В них развивается быстрота и ловкость движений, сообразительность. Например, игра «Стадо». Игра «Молчанка» требует творчества, фантазии, выдержки. Есть игры – самомассажи на развитие мелкой моторики, есть тематические, игры-инсценировки, можно по сказкам, таким как «Теремок», или «Колобок». Есть музыкальные игры с народными словами, например, «Кот и мыши», «Зайцы и медведь», «Ворон» и др. Для развития детского ума полезны загадки, пословицы и поговорки. С загадками по вечерам может приходить, например, «Бабушка – Загадушка». Можно провести досуг «Продолжи пословицу». Например, «Весна красна цветами, а осень… (плодами). «Март – с водой, апрель – (с травой). Некоторые пословицы дети используют в повседневной жизни, например, «Поспешишь – людей насмешишь!» или «Семеро одного не ждут!» Одной из самых эффективных форм педагогического воздействия на личность издавна была НАРОДНАЯ СКАЗКА. В большинстве русских народных сказок главный герой – богатырь. Заботясь о своих близких, своём народе он сражается различными чудовищами, со Змеем Горынычем, Кощеем бессмертным. Уничтожая зло, он устанавливает справедливость и согласие в мире. Во многих сказках даётся образец доброты и отзывчивости к окружающему. Например, в сказках «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и т.д. Прослушивание сказок через аудио и видеозапись, где звучит музыка, песни героев – всё это помогает детям вдумываться в содержание сказок, определять характер героев. В последние годы заметно активизировалась работа по приобщению дошкольников к народному творчеству и культуре русского народа. Народная мудрость гласит «Когда я слушаю – узнаю, а когда я делаю – запоминаю». Таким образом ребёнок должен быть не просто слушателем, а активным участником познания народного творчества, музыкального фольклора, игр. Именно народные произведения богаты выдумкой, остроумием. Создают радостное настроение. Народные игры развивают сообразительность, ловкость, смекалку. С играми передаётся исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. С помощью народного творчества взрослым легко установить эмоциональный контакт с детьми. Программа воспитания музыкальности у детей дошкольного возраста, к сожалению, рекомендует познакомить детей лишь с небольшой частью народного творчества. Это песни, потешки, скороговорки, русские народные сказки о животных, волшебные сказки. Но большой пласт русского народного творчества остаётся не тронутым. Это: календарный фольклор, заклички, приговорки, дразнилки, русские народные игры, бытовые народные сказки. В русском народном фольклоре неразрывно связаны музыка, пение, движение, а также ещё игра на доступных народных инструментах. Первые музыкальные впечатления дети получают в МЛАДШИХ группах. Начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполнять несложные движения по тексту песен. Например: «Ладушки» «Петушок», «Зайчик». Эти песенки пели мы, пели наши мамы и бабушки. Теперь поют наши дети и внуки. Это настоящая связь поколений, обусловленная многовековой народной музыкой и песней. А колыбельные…Они помогают успокоиться детям. А дети успокаивают под музыку куклу. А потом, чтобы кукла не плакала, стараются развеселить её песней или пляской. Дети растут, усложняются мелодии и тексты песен. В СРЕДНЕЙ группе увеличивается объём песенного репертуара, добавляются хороводные песни. Например: «Мы на луг ходили», «Заинька, топни ножкой». В песне «Как у наших у ворот» уже несколько солистов. Это уже жанр игровой песни. Дети самостоятельно выполняют движения, подсказанные текстом. Дети знакомятся с понятием «обрядовая песня». Это зимние калядки, масленичные и весенние заклички. В СТАРШЕЙ группе объём репертуара расширяется. Добавляются песни шутливого характера. Например: «Как наш - то козёл». Песни должны быть доступны по содержанию, интересны по сюжету. Песни могут инсценироваться, а могут быть предложены для импровизации. Например «Ой, вставала я ранёшенько», «Как на тоненький ледок» Вводятся новые понятия: хоровод, хороводная игра. Это «Мы на луг ходили», «Ворон», «Заинька». Дети учатся водить хоровод самостоятельно. Используется импровизация в движениях, эмоциональное исполнение. Дети учатся выражать свои чувства движениями, мимикой, жестами. Вводится новый жанр - ЧАСТУШКА. Частушка – достаточно сложный жанр, т.к. ребёнок должен понять каждую частушку, прожить и показать характер героя, вложенный всего в 4 строчки. А ещё надо спеть, сплясать, и подыграть на доступных музыкальных инструментах. В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ группе закрепляется умение петь частушки. Дети узнают несколько жанров русской народной песни: ЛИРИЧЕСКИЕ: «Пошла млада за водой» «Пряха» «По Дону гуляет» - региональная лирическая песня. «А я по лугу» ХОРОВОДНЫЕ: «На горе – то калина» «Заинька» «Пойду ль я, выйду ль я» «Земелюшка – чернозём» ШУТЛИВО-КОМИЧЕСКИЕ: «Во кузнице» «Из-под дуба» «Блины» «Где был, Иванушка?» СТРОЕВЫЕ: «Солдатушки, браво, ребятушки!» «Донцы – молодцы!» региональная песня. Детям подготовительной группы предоставляются большие возможности в самостоятельном выборе решений в инсценировании песен.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ. «Народная хореография». Музыкальные движения так же развиваются в соответствии с возрастными возможностями. Мелодичность, игривость русских народных мелодий этому способствует. В МЛАДШЕМ дошкольном возрасте дети осваивают элементы плясовой народной пластики: притопывание одной ногой, двумя ногами, постукивание каблучком, повороты ладонями из стороны в сторону (фонарики) перебежка, пружинка, прыжки. В этом возрасте главное – научить детей реагировать на плясовую музыку, использовать знакомые движения под музыку и делать это с желанием. Разучивание плясовых элементов и хороводные перестроения проводятся по показу взрослых. В СРЕДНЕЙ группе вводятся новые элементы народного танца: ставить ногу на носок и пятку, топать с остановками. Уделяется внимание пластике рук в пляске: кружение в парах «крендельком», под локоток, на талии или на плечах у партнёра. Иногда при показе роль взрослого может выполнять ребёнок (по желанию) в таких хороводах как «Заинька мимо сада», «Воробышек». Обучать детей менять направление в хороводах, в кругу; разрывать круг по окончании музыки или при смене частей в музыке: идти за ведущим «змейкой», перестраиваться из круга в пары и наоборот. Поощрять детей за проявление самостоятельности в свободной пляске, за умение давать оценку друг-другу. Поощрять желание детей вводить в инсценирование песни танцевальные и хороводные движения В СТАРШЕЙ группе детей обучают простому хороводному шагу, сочетанию движений рук и ног. В хороводе используются движения «по солнцу» и «против солнца»; капустка (улитка),«стенка на стенку», выворачивание круга Два круга из одного в разные стороны. Все орнаментальные хороводы: «Светит месяц», «Во саду ли, в огороде» выполняются по команде выбранного ведущего, который диктует порядок перестроения. В старшей группе поощряется приплясывание во время исполнения весёлых песен. Иногда предлагается солирование. В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ группе вводятся такие элементы народного танца: пляска в «три ноги», («Деревенская полька»); с подскоками «Краковяк», «Полька». Овладение простейшими дробями во время исполнения частушек. Разучиваются новые элементы танца: «плетень», «ниточка с иголочкой». Эти движения дети используют в различных хороводах. Например: «На горе – то калина», «Ой, во поле травушка». Говоря о синкретизме фольклора (песня, пляска, музыка существуют в единстве) любые плясовые или хороводные элементы могут использоваться детьми в любых ситуациях: при исполнении песен, игр; при игре на музыкальных инструментах. НАРОДНЫЕ ИГРЫ. Игра – не просто любимое занятие детей, через игру ребёнок познаёт мир. Фольклор обогащает детские игры новым содержанием, вызывает положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом. В МЛАДШЕЙ группе забавные игры «Петушок», «Идёт кисонька из кухни» побуждают детей к импровизации: у каждого ребёнка свой «петушок», своя «киска». На начальном этапе важен показ взрослого. А потом дети реагируют на интонацию взрослых: «весёлый петушок», «грустная кисонька» и т. д. У детей постепенно развивается чувство ритма. Помогает хорошо игра «Барашеньки», когда во время считалки педагог ритмично дотрагивается до каждого ребёнка в кругу, т.е. происходит невидимая работа над метроритмом Игры способствуют развитию у детей чувства юмора, сопереживания. В СРЕДНЕЙ группе правила игры усложняются: надо быстро реагировать на команды; распределяться на пары, на две подгруппы. Для выбора ведущего дети сами выбирают считалки. В играх «Волк и гуси», «У медведя во бору», «Два Мороза» усложняется диалог с ведущим: ребёнок должен не просто дать ответ, а должен его придумать. Варианты ответов обсудить с детьми заранее, особенно если они касаются подробностей крестьянского быта или работы в поле, огороде.На роль ведущего вначале можно выбирать по желанию детей, а затем следует привлекать робких. В играх использовать песни и считалки. В СТАРШЕЙ группе следует вызывать желание детей участвовать в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами. Во время игр следует обращать внимание не только на удачные ответы на вопросы, но и на манеру поведения героев. Например: дедушка – старый, Махоня ленивая и притвора, бабка хитрая и т. д. Воспитывать желание исполнять не только положительные роли, но и отрицательные. Для детей старшей группы представляет интерес участие в музыкальной сказке «Гуси – лебеди», муз. Т Попатенко. В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ группе следует активизировать участие детей в играх с развёрнутым театральным действом. Объяснять детям связь некоторых игр с обрядами. Это поможет ребёнку при выражении характерных черт какого- либо персонажа. Важное значение в работе имеют народные сюжетные, подвижные и хороводные игры. Дети уже способны играть без взрослых, самостоятельно. Ведущий выбирается считалкой. В хороводных играх можно использовать элементы фольклора - народные инструменты: ложки, трещётки, бубны, треугольники, колокольчики. Народные игры способствуют воспитанию мыслительной активности, физическому развитию детей. |