ВАШЕ МНЕНИЕ ФОРМИРУЕТ ОФИЦИАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ ОРГАНИЗАЦИИ:

Удовлетворены ли Вы качеством предоставляемых образовательных услуг в ДОУ?
 

QR-код для быстрого перехода на форму для подачи сообщений в ПОС

QR-код для быстрого перехода на форму для подачи сообщений в ПОС

2022

Детский «Телефон доверия» (служба экстренной психологической помощи):
+7 (800) 200-01-22

«Горячая линия» по борьбе с распространением наркотиков:
+7 (863) 240-81-00

«Горячая линия» по борьбе с незаконным оборотом алкогольной продукции:
+7 (863) 262-35-54

«Единый социальный телефон» консультация по вопросам социальной защиты:
+7 (800) 555-02-22
Народный фольклор как богатейший источник познавательного и нравственного развития дошкольника.

 

подготовила: Лушкина А.И.

музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад № 76».

Народный фольклор является важнейшим орудием эстетического, познавательного и нравственного развития дошкольника. Долг взрослых, работающих с детьми, терпеливо, с любовью лепить характер будущего человека так, чтобы с первых лет жизни ребёнок развивался гармонично интеллектуально и эмоционально. Народный фольклор способствует воспитанию в ребёнке красоту и многообразие человеческих чувств.

Слово фольклор в переводе с английского языка означает- народная мудрость.

Народное творчество – творческая деятельность народа: поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно- прикладное искусство

Детский фольклор как народная педагогика, как искусство воспитания, древнее педагогической науки. Народной педагогикой называют средства и пути воздействия на юные поколения, их взаимосвязь и совокупность. Первым, кто обратил внимание на детский фольклор, был известный педагог 60-х годов 19-го века И. Д. Ушинский. В журнале «Учитель» появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психологии ребёнка. С этого времени началось собирание и издание первых сборников песен, игр, считалок.

Детский фольклор имеет большое значение как в образовательном, так и в воспитательном процессе так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. Это история жизни нашего народа.

В работе с детьми воспитатели используют:

ПОТЕШКИ – игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками и т. д.)

ЗАКЛИЧКИ – обращения к явлениям природы: к солнцу, ветру, дождю, радуге, деревьям.

ПРИГОВОРКИ – обращение к насекомым, животным, птицам.

СЧИТАЛКИ – коротенькие стишки, служащие для честного распределения ролей в играх.

СКОРОГОВОРКИ И ЧАСТОГОВОРКИ - обучающие детей чистой и правильной речи.

ДРАЗНИЛКИ – весёлые, шутливые стишки о каких – то недостатках друзей.

ПРИБАУТКИ, ШУТКИ- забавные песенки.

Песни, танцы, игры, хороводы – эти виды фольклора можно использовать в разных видах деятельности:

- в приобщении детей к русской национальной культуре,

- в беседах

- в наблюдениях,

- в народных играх,

- в театральной деятельности,

- в инсценировках

Основным и любимым видом деятельности у ребёнка до 10 лет является ИГРА. Именно в игре ребёнок познаёт окружающий мир прежде всего и легче всего. В играх дети обретают хорошее настроение, бодрость, радость от общения со сверстниками. Игра – это укрепление здоровья.

Она учит радоваться жизни, способствует духовному развитию. Больше всего дети любят подвижные игры. В них развивается быстрота и ловкость движений, сообразительность. Например, игра «Стадо». Игра «Молчанка» требует творчества, фантазии, выдержки.

Есть игры – самомассажи на развитие мелкой моторики, есть тематические, игры-инсценировки, можно по сказкам, таким как «Теремок», или «Колобок». Есть музыкальные игры с народными словами, например, «Кот и мыши», «Зайцы и медведь», «Ворон» и др.

Для развития детского ума полезны загадки, пословицы и поговорки. С загадками по вечерам может приходить, например, «Бабушка – Загадушка».

Можно провести досуг «Продолжи пословицу». Например, «Весна красна цветами, а осень… (плодами).

«Март – с водой, апрель – (с травой).

Некоторые пословицы дети используют в повседневной жизни, например, «Поспешишь – людей насмешишь!»  или «Семеро одного не ждут!»

Одной из самых эффективных форм педагогического воздействия на личность издавна была НАРОДНАЯ СКАЗКА. В большинстве русских народных сказок главный герой – богатырь. Заботясь о своих близких, своём народе он сражается различными чудовищами, со Змеем Горынычем, Кощеем бессмертным. Уничтожая зло, он устанавливает справедливость и согласие в мире.

Во многих сказках даётся образец доброты и отзывчивости к окружающему. Например, в сказках «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и т.д.

Прослушивание сказок через аудио и видеозапись, где звучит музыка, песни героев – всё это помогает детям вдумываться в содержание сказок, определять характер героев.

В последние годы заметно активизировалась работа по приобщению дошкольников к народному творчеству и культуре русского народа.

Народная мудрость гласит «Когда я слушаю – узнаю, а когда я делаю – запоминаю». Таким образом ребёнок должен быть не просто слушателем, а активным участником познания народного творчества, музыкального фольклора, игр. Именно народные произведения богаты выдумкой, остроумием. Создают радостное настроение. Народные игры развивают сообразительность, ловкость, смекалку. С играми передаётся исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. С помощью народного творчества взрослым легко установить эмоциональный контакт с детьми.

Программа воспитания музыкальности у детей дошкольного возраста, к сожалению, рекомендует познакомить детей лишь с небольшой частью народного творчества. Это песни, потешки, скороговорки, русские народные сказки о животных, волшебные сказки. Но большой пласт русского народного творчества остаётся не тронутым. Это: календарный фольклор, заклички, приговорки, дразнилки, русские народные игры, бытовые народные сказки.

В русском народном фольклоре неразрывно связаны музыка, пение, движение, а также ещё игра на доступных народных инструментах.

Первые музыкальные впечатления дети получают в МЛАДШИХ группах. Начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполнять несложные движения по тексту песен. Например: «Ладушки» «Петушок», «Зайчик». Эти песенки пели мы, пели наши мамы и бабушки. Теперь поют наши дети и внуки. Это настоящая связь поколений, обусловленная многовековой народной музыкой и песней.

А колыбельные…Они помогают успокоиться детям. А дети успокаивают под музыку куклу. А потом, чтобы кукла не плакала, стараются развеселить её песней или пляской.

Дети растут, усложняются мелодии и тексты песен.

В СРЕДНЕЙ группе увеличивается объём песенного репертуара, добавляются хороводные песни. Например: «Мы на луг ходили», «Заинька, топни ножкой».

В песне «Как у наших у ворот» уже несколько солистов. Это уже жанр игровой песни. Дети самостоятельно выполняют движения, подсказанные текстом. Дети знакомятся с понятием «обрядовая песня». Это зимние калядки, масленичные и весенние заклички.

В СТАРШЕЙ группе объём репертуара расширяется. Добавляются песни шутливого характера. Например: «Как наш - то козёл».

Песни должны быть доступны по содержанию, интересны по сюжету. Песни могут инсценироваться, а могут быть предложены для импровизации. Например «Ой, вставала я ранёшенько», «Как на тоненький ледок»

Вводятся новые понятия: хоровод, хороводная игра. Это «Мы на луг ходили», «Ворон», «Заинька». Дети учатся водить хоровод самостоятельно. Используется импровизация в  движениях, эмоциональное исполнение.

Дети учатся выражать свои чувства движениями, мимикой, жестами. Вводится новый жанр  - ЧАСТУШКА.

Частушка – достаточно сложный жанр, т.к. ребёнок должен понять каждую частушку, прожить и показать характер героя, вложенный всего в 4 строчки. А ещё надо спеть, сплясать, и подыграть на доступных музыкальных инструментах.

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ группе закрепляется умение петь частушки. Дети узнают несколько жанров русской народной песни:

ЛИРИЧЕСКИЕ:

                «Пошла млада за водой»

                «Пряха»

                «По Дону гуляет» - региональная лирическая песня.

                «А я по лугу»

ХОРОВОДНЫЕ:

                «На горе – то калина»

                «Заинька»

                «Пойду ль я, выйду ль я»

     «Земелюшка – чернозём»

ШУТЛИВО-КОМИЧЕСКИЕ:

                «Во кузнице»

                «Из-под дуба»

                «Блины»

                «Где был, Иванушка?»

СТРОЕВЫЕ:

                «Солдатушки, браво, ребятушки!»

                «Донцы – молодцы!» региональная песня.

Детям подготовительной группы предоставляются большие возможности в самостоятельном выборе  решений в инсценировании песен.

 

МУЗЫКАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ.

«Народная хореография».

Музыкальные движения так же развиваются в соответствии с возрастными возможностями. Мелодичность, игривость  русских народных мелодий этому способствует.

В МЛАДШЕМ дошкольном возрасте дети осваивают элементы плясовой народной пластики: притопывание одной ногой, двумя ногами, постукивание каблучком, повороты ладонями из стороны в сторону (фонарики) перебежка, пружинка, прыжки.

В этом возрасте главное – научить детей реагировать на плясовую музыку, использовать знакомые движения под музыку и делать это с желанием. Разучивание плясовых элементов и хороводные перестроения проводятся по показу взрослых.

В СРЕДНЕЙ группе вводятся новые элементы народного танца: ставить ногу на носок и пятку, топать с остановками.

Уделяется внимание пластике рук в пляске: кружение в парах «крендельком», под локоток, на талии или на плечах у партнёра. Иногда при показе роль взрослого может выполнять ребёнок (по желанию) в таких хороводах как «Заинька мимо сада», «Воробышек».

Обучать детей менять направление в хороводах, в кругу; разрывать круг по окончании музыки или при смене частей в музыке: идти за ведущим «змейкой», перестраиваться из круга в пары и наоборот. Поощрять детей за проявление самостоятельности в свободной пляске, за умение давать оценку друг-другу. Поощрять желание детей вводить в инсценирование песни танцевальные и хороводные движения

В СТАРШЕЙ группе детей обучают простому хороводному шагу, сочетанию движений рук и ног. В хороводе используются движения «по солнцу» и «против солнца»; капустка (улитка),«стенка на стенку», выворачивание круга

Два круга из одного в разные стороны.

Все орнаментальные хороводы: «Светит месяц», «Во саду ли, в огороде» выполняются по команде выбранного ведущего, который диктует порядок перестроения. В старшей группе поощряется приплясывание во время исполнения весёлых песен. Иногда предлагается солирование.

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ группе вводятся такие элементы народного танца: пляска в «три ноги», («Деревенская полька»); с подскоками «Краковяк», «Полька». Овладение простейшими дробями во время исполнения частушек. Разучиваются новые элементы танца: «плетень», «ниточка с иголочкой». Эти движения дети используют в различных хороводах. Например: «На горе – то калина», «Ой, во поле травушка».

Говоря о синкретизме фольклора (песня, пляска, музыка существуют в единстве) любые плясовые или хороводные элементы могут использоваться детьми в любых ситуациях: при исполнении песен, игр; при игре на музыкальных инструментах.

НАРОДНЫЕ ИГРЫ.

Игра – не просто любимое занятие детей, через игру ребёнок познаёт мир. Фольклор обогащает детские игры новым содержанием, вызывает положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом.

В МЛАДШЕЙ группе забавные игры «Петушок», «Идёт кисонька из кухни» побуждают детей к импровизации: у каждого ребёнка свой «петушок», своя «киска».

На начальном этапе важен показ взрослого. А потом дети реагируют на интонацию взрослых: «весёлый петушок», «грустная кисонька» и т. д. У детей постепенно развивается чувство ритма. Помогает хорошо игра «Барашеньки», когда во время считалки педагог ритмично дотрагивается до каждого ребёнка в кругу, т.е. происходит невидимая работа над метроритмом Игры способствуют развитию у детей чувства юмора, сопереживания.

В СРЕДНЕЙ группе правила игры усложняются: надо быстро реагировать на команды; распределяться на пары, на две подгруппы. Для выбора ведущего дети сами выбирают считалки. В играх «Волк и гуси», «У медведя во бору», «Два Мороза» усложняется диалог с ведущим: ребёнок должен не просто дать ответ, а должен его придумать. Варианты ответов обсудить с детьми заранее, особенно если они касаются подробностей крестьянского быта или работы в поле, огороде.На роль ведущего вначале можно выбирать по желанию детей, а затем следует привлекать робких. В играх использовать песни и считалки.

В СТАРШЕЙ группе следует вызывать желание детей участвовать в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами. Во время игр следует обращать внимание не только на удачные ответы на вопросы, но и на манеру поведения героев. Например: дедушка – старый, Махоня ленивая и притвора, бабка хитрая и т. д.

Воспитывать желание исполнять не только положительные роли, но и отрицательные. Для детей старшей группы представляет интерес участие в музыкальной сказке «Гуси – лебеди», муз. Т Попатенко.

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ группе следует активизировать участие детей в играх с развёрнутым театральным действом. Объяснять детям связь некоторых игр с обрядами. Это поможет ребёнку при выражении характерных черт какого- либо персонажа.

Важное значение в работе имеют народные сюжетные, подвижные и хороводные игры. Дети уже способны играть без взрослых, самостоятельно. Ведущий выбирается считалкой. В хороводных играх можно использовать элементы фольклора - народные инструменты: ложки, трещётки, бубны, треугольники, колокольчики.

Народные игры способствуют воспитанию мыслительной активности, физическому развитию детей.

 

 

Все материалы размещены в соответствии с ФЗ-152 «О персональных данных»

На главную