МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ.

Музыкальное воспитание наряду с физическим, художественным и другими занятиями в процессе обучения детей входит в систему дошкольного образо­вания. Музыкальное воспитание так же входит в систему оздоровительной работы с детьми нашего детского сада, т.к. музыка имеет огромное значение для улучшения нервно-психического здоровья детей, развития психоэмоциональной сферы, повышения социально-адаптивных функций. Разные виды музыкальной деятельности воздействуют на различные функции организма. Например, пение помогает детям правильно дышать, улучшает дыхательные функции организма. Кроме того, улучшается память, развиваются умственные способности детей, устойчивость внимания, правильная осанка. Развивается речь, чёткая дикция.

Слушая музыку, дети развиваются духовно и эмоционально. Учатся сопереживанию с героями музыкальных произведений, отражают характер музыки в движениях. Знакомятся с музыкой разных стран и народов, убеждаясь, что музыка не имеет национальности, но содержит черты, характерные определённым народам через ритм, интонации и т.д. Дети учатся уважать культуру других народов, а это очень важно!

Через музыку у детей снимается фактор тревожности, неуверенности в себе. Развивается стимуляция двигательных функций, коррекция сенсорных процессов. Происходит растормаживание речевой функции.

Особое значение имеет раздел ДВИЖЕНИЕ под музыку. Поскольку музыка всё изображает в движении, то и детей она побуждает к движению. Начиная с младшего возраста упражнения с каждым годом усложняются и идёт переход к танцам, играм, инсценировкам, т.е. идёт поэтапное развитие двигательных способностей детей под музыку. Развиваются: музыкальность; двигательные качества и умения; творческие способности: потребность самовыражения в движении под музыку; развитие и тренировка психических процессов; развитие нравственно-коммуникативных качеств личности в соответствии с содержанием и характером музыки. Работа над совершенствованием движений проводится в разных формах: показ-соревнование и другие формы. Показ обязательно должен быть под музыку. Оценивать могут и сами дети. Постепенно дети сами смогут подобрать движения к музыке.

Дети очень любят муз. игры, в них они могу проявить ловкость, сообразительность и получить радость, яркие впечатления.

Последовательная, систематическая работа в музыкально-ритмическом направлении деятельности детей развивает личность ребёнка, его воображение, творческую активность, учит двигаться эмоционально, осмысленно.

Позволяет ребёнку почувствовать радость и бодрость духа, откроет для него мир добра, света, красоты. В дальнейшем это приведёт к здоровому образу жизни.

Есть некоторые правила. В частности, детям младше трех лет не рекомендуется слушать грустные, тревожные и трагические мелодии - пусть даже зачастую они самые красивые. Возможно, когда эти малыши вырастут, они (как и их родители) будут предпочитать именно минор и трагическую экспрессию. Но маленькие меломаны, как правило, тяготеют к выбору светлых, умиротворенных и оптимистичных интонаций. И они правы!

По мнению психологов, такая музыка создает у малышей позитивный настрой и помогает им ощущать жизнь как уютный и радостный мир. Самый подходящий для маленьких любителей музыки композитор - Вольфганг Амадей Моцарт.

Музыка Моцарта, гармоничная, светлая и изысканно простая, оказывает сильнейшее положительное влияние на развитие детской психики, творческого начала и интеллекта.

Еще один композитор, чье творчество, несомненно, понравится детям, - Петр Ильич Чайковский. Причем, возможно, фрагменты из его балетов "Спящая красавица", "Щелкунчик", "Лебединое озеро" будут иметь даже больший успех, чем пьесы из "Детского альбома" и "Времен года". Впрочем, все эти произведения Чайковского обладают одним огромным для начинающего меломана достоинством- они активно вовлекают слушателя в свою среду, предлагая ему либо представить себе картины природы и окунуться в мир старинных сезонных развлечений ("Времена года"), либо придумать какие-то истории и совершить маленькое музыкальное путешествие по странам мира ("Детский альбом"), либо… просто потанцевать.

Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой, никогда не делайте это наспех. Лучше отложите.

После прослушивания заведите беседу с ребёнком о прослушанной музыке. Главное, чтобы прослушанное произведение нашло эмоциональный отклик в душе ребёнка.

Очень полезно слушать одни и те же музыкальные произведения в исполнении разных коллективов и солистов. Все это может расширить впечатления о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.

Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся.

Теперь, при прослушивании уже знакомых музыкальных произведений (это может быть, как инструментальная, так и вокальная музыка) предложите ребенку нарисовать музыку. Пусть ребенок пофантазирует и нанесет на лист бумаги свои представления и впечатления, от прослушанной музыки: какого цвета музыка, какие линии нужно наносить, толстые или тонкие, кто живет в этой музыке; придумайте вместе с ребенком сюжет к прослушанному музыкальному произведению.

Особый вид слушания музыки представляют собой рассказы с музыкальными иллюстрациями, что также способствует развитию воображения. С этой целью также рекомендуется фрагментарный просмотр вместе с ребенком выборочных сюжетов музыкальных мультфильмов. Слушание музыки и параллельный зрительный ряд доставляет детям большое удовольствие. Они эмоционально реагируют на нее, накапливают опыт музыкальных впечатлений.

Одним из видов слушания музыки дома является также пение взрослых детям. Дети с интересом слушают некоторые песенки, требуя повторения вновь и вновь. Повторение является хорошим стимулом для развития памяти. Пойте для детей и вместе с детьми. Такое пение не только расширяет слуховые представления детей, но и развивает певческий голос.

Существует так называемый метод активного слушания музыки – здесь детям предлагается импровизировать танцевальные движения в процессе прослушивания музыки, а также выполнять какие – либо игровые действия в соответствии со звучащей музыкой. Например, если музыка задорная, веселая – можно поскакать или перебрасываться мячом, если музыка лиричная, спокойная – дайте ребенку ленту или цветок в руки, и вы увидите, что характер его движений изменится.

Сочините вместе с ребенком музыкальную сказку – балет. Сначала придумайте сюжет, затем подберите музыкальные иллюстрации к сказке, которые характеризовали бы персонажей. Вы читаете либретто к вашей сказке – балету, а ребенок под музыку импровизирует в разных музыкальных образах.

Уважаемые родители! Следует помнить, что жизнь ребенка, не любящего музыку беднее, чем духовный мир его сверстника, понимающего музыку и знающего ее. Если не все сразу получается, как вам хотелось, не показывайте своего огорчения, а попробуйте спокойно разобраться в том, что и почему не удалось из задуманного. Главное, не спешите заставлять детей слушать современную «взрослую» музыку, хотя изолировать от нее совсем не нужно. Дети должны слушать разную музыку. И еще одно пожелание – не надо слушать ОЧЕНЬ ГРОМКУЮ музыку. От громкости звучания качество восприятия музыки не улучшается, а наоборот портится. Приучайте своих детей слушать не громкую, тихую музыку, и пусть они с самого раннего возраста окунутся в прекрасный мир волшебных звуков, который называется – МУЗЫКА!

 

(Из опыта работы музыкального руководителя Лушкиной А.И.) Июнь 2020г.

 

 

Все материалы размещены в соответствии с ФЗ-152 «О персональных данных»

На главную