ВАШЕ МНЕНИЕ ФОРМИРУЕТ ОФИЦИАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ ОРГАНИЗАЦИИ:

Удовлетворены ли Вы качеством предоставляемых образовательных услуг в ДОУ?
 

QR-код для быстрого перехода на форму для подачи сообщений в ПОС

QR-код для быстрого перехода на форму для подачи сообщений в ПОС

2022

Детский «Телефон доверия» (служба экстренной психологической помощи):
+7 (800) 200-01-22

«Горячая линия» по борьбе с распространением наркотиков:
+7 (863) 240-81-00

«Горячая линия» по борьбе с незаконным оборотом алкогольной продукции:
+7 (863) 262-35-54

«Единый социальный телефон» консультация по вопросам социальной защиты:
+7 (800) 555-02-22
Значение русского фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Маленькие дети очень восприимчивы к слову, всё быстро запоминают и воспроизводят: у них активно «работает» непроизвольная память, т. е. они запоминают всё буквально, даже не желая того. Овладение речью в возрасте 3-4 лет имеет ключевое значение: именно этот период наиболее благоприятен к её усвоению.

Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотёк. Современный ребёнок мало времени проводит в обществе взрослых (всё больше за компьютером или у телевизора), редко слышит сказки и рассказы из уст родителей и воспитателей. Поэтому появляются следующие проблемы:
1. Речь ребёнка состоит из простых, нераспространённых предложений. Он не умеет грамотно их строить. На вопросы отвечает односложно (да, нет, хорошо, плохо).
2. Недостаточный словарный запас, неумение подобрать синоним, назвать признак предмета.
3. Ребёнок использует в своей речи сленговые слова, рекламные клише (результат просмотров телевизионных передач, рекламных роликов), нелитературные слова и выражения.
4. Не может правильно, грамотно сформулировать свой вопрос.
5. Неспособен построить монолог, например, рассказ на предложенную тему, не может пересказать короткий текст своими словами.
6. Не желает и не может объяснить свою точку зрения, обосновать просьбу, выразить протест.
7. У ребёнка отсутствует культура речи: не умеет использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
8. Плохая дикция.

Многих трудностей можно избежать, если постоянно заниматься развитием речи детей. Особое место здесь занимает использование художественных текстов: потешек, колыбельных песен, сказок, детских стихов, пословиц и поговорок и т. д.

* Чтение (или пение) колыбельных песен и потешек.
Читайте детям, начиная с раннего возраста, потешки, колыбельные, прибаутки; при этом следите за чёткостью произношения, интонацией, эмоциональностью.

Выразительно спойте или прочитайте колыбельную песню.
Ой ,люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Стали гули ворковать.
Стали люлечку качать.
Баю, бай, баю, бай.
Спи малыш мой, засыпай.

В первый раз выразительно прочитайте детям колыбельную, сопровождая текст движениями. При повторном чтении попросите детей повторять за вами все движения. А затем, постепенно, выучите с ним колыбельную. Выучив текст песни, дети смогут ответить на следующие вопросы:
* Кто такие гуленьки?
* Что они стали делать? (ворковать)
* Что они делают возле люлечки малыша?

Выразительно прочитайте потешку « Ай, качи - качи – качи!»
- Ай, качи - качи – качи
Глянь - баранки, калачи.
Глянь - баранки, калачи,
С пылу, с жару из печи.
В пылу с жару из печи,
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
Нам осталися бар-а-а-ноч-ки.

После многократного повторения потешки можно задать детям следующие вопросы:
* Как называется потешка? О чём в ней говорится?
* Чем отличаются калачи от баранок? Какой они формы? Где они пекутся?
* Кто украл калачи? А что нам осталось?

Знакомство с пословицами, поговорками, скороговорками.
Произнесение поговорок и скороговорок полезно для всех детей, даже если с дикцией у них на первый взгляд всё в порядке.
Произнесите скороговорки, отчётливо выделяя повторяющийся звук.
Шила в мешке не утаишь.
Ошибся что ушибся.
Где щи – тут и нас ищи.
У осы не усы, не усищи, а усики.

Учите ребёнка проговаривать скороговорки. Попросите нарисовать предметы, о которых в них говорится. Задавайте наводящие вопросы: «Что ты нарисовал? Как этот предмет отличается от другого? Какой он? Почему?»

* Знакомство со считалочками.

Считалка является малым жанром детского фольклора. Особые способы рифмовки и частое использование в играх делают считалки незаменимыми для развития речи.
Прочитайте наизусть считалку:
Лиса лычки драла,
Лиса лапти плела –
Кто лапти найдёт,
Тот водить пойдёт.

После того, как дети запомнят считалку, предложите им ответить на вопросы:
* Где ходила лиса?
* Каким голосом она вопила? * Что такое лычки? * Что такое л
* Из какого материала лиса плела лапти?
* Использование загадок в развитии речи.

В загадках в сжатой форме описываются наиболее яркие признаки предметов и явлений, поэтому их отгадывание формирует способность к анализу, обобщению, умение выделять характерные признаки предмета. Некоторые загадки обогащают словарь детей.

Хожу-брожу не по лесам,
А по усам и волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расчёска, гребень)
Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)
Сидит девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Маленький, серенький
По дорожке прыг, прыг. А носиком тык, тык. (Заяц)

 

 

Использованные материалы:
-Хрестоматия для дошкольников 2-4 года /сост.
Н.П. Ильчук и др. -1-е издание. М. АСТ.1999.
-Занятия по развитию речи под ред. Гербовой В.В.

 

 

 

Подготовила воспитатель мл. гр. Эйземан Е.В.
Май 2019г.

 

 

Все материалы размещены в соответствии с ФЗ-152 «О персональных данных»

На главную